Design
August 23

Про брендинг и почему такие нейросети, как Николай Иронов – не панацея

Не смотря на то, что я давно занимаюсь продуктовым дизайном и управляю командами, брендинг остаётся моим любимым направлением деятельности, хобби. Именно в нем сочетаются знания, которые я аккумулирую много лет в дизайне, когнитивной психологии и любовь к семиотике. Когда они сочетаются в визуальном проявлении и концепте позиционирования в новом проекте — я радуюсь как ребенок. Для меня каждый проект — это творчество, но больше не в графике, а смысловых связях.

Я достаточно пишу про UX и продуктовый дизайн, поэтому сегодня я хочу немного поговорить про личный и корпоративный брендинг в новое непростое время, потому что время сейчас очень благоприятное для создания чего-то своего и выхода на рынок, так как он опустел от конкурентов и происходит массовая трансформация бизнеса. Я верю, что у нас очень много талантливых людей, но среди них очень мало тех, кто уверен, что можно начать свой бизнес.

В нашей стране только 3% людей занимаются своим бизнесом и ещё 2% считается, что могут начать. Основной причиной называется "неуверенность в себе и своих силах", вторая — "сложность взять на себя ответственность". И я соглашусь на 100%. В моей практике те, кто приходил ко мне за логотипом, чаще всего начинали разговор с неуверенного "А если мне не понравится? А если не подойдёт?".

Итак, что такое бренд сегодня и для кого он действительно нужен.

Брендинг может быть как корпоративным так и личным (если вы специалист, продвигающий свои услуги, или блоггер). Каждый из нас ежедневно формирует личный бренд, используя слова и речевые обороты, рассказывая истории, транслируя свою позицию относительно актуальных тем и выбирая одежду или блюдо в заведении. Вы можете не работать над своей репутацией, но она у вас все равно есть и будет. Поспрашивайте своих коллег (текущих, бывших, с кем вы когда-либо сотрудничали) какие качества они в вас выделяют, чем по их мнению вы занимаетесь и что делаете. Удивитесь, что ваш образ в глазах других уже будет достаточно целостным.

Зачем мне тогда бренд, если он итак есть?

Сегодня для удержания пользователя в любой соц. сети есть всего несколько секунд, пока он просматривает бегло ваш аккаунт, не углубляясь в посты. Дальше либо он уйдет навсегда, или задержится и будет вашим постоянным читателем, а значит потенциальным клиентом.

Основная задача брендинга — сделать ваше "сообщение" максимально понятным аудитории. А сообщить важно много чего: цель и миссия, ценности, качества вашего продукта. И чем целостнее и консистентнее будет визуальный образ, тем легче будет достигать собственных целей.

Одним словом, если вы хотите улучшить имидж, хотите стать популярными или продвигать свои услуги — очень важна визуальная стратегия позиционирования . Она поможет найти тот самый стиль, подчеркнет ценности и будет напоминать о вас аудитории.

И если с личным брендом все понятно, то корпоративным брендингом мы привыкли думать, что этим занимаются только крупные агенства. На самом деле в моей копилке много компаний, с которыми мы разрабатывали бренд-платформу. Взять к примеру даже ту, в которой я сейчас работаю: меня пригласили в первую очередь провести ренейминг и ребрендинг и мы уже почти 2 года живём и успешно продвигаемся на международном рынке под флагом нового бренда, нежно любим его, ведь он отражает ценности и ДНК компании. То есть, методология существует и работает для всех, стоимость услуги зависит только от добавочной ценности имени агенства, из которого тоже формируется доверие аудитории.

Когда важен бренд в компании?

Фирменный стиль, вне зависимости от того, о каком бренде идет речь — продукта, услуги или компании — всего лишь составная часть проекта бренда, один из бренд-кодов, которые коммуницируют с потребителем. В основе успешного бренда должна лежать не просто great idea, а обоснованная идея, при создании которой учтены все основные факторы: сама компания и ее бизнес-модель, рынок и конкуренты, тренды, и, естественно, сам потребитель.

Не буду заниматься софистикой и рассказывать, что бренд нужен любой компании. Я бы скорее назвала чёткие условия, при которых стоит начать работать над ним.

Существует 3 стратегии (можно встретить определение 5-ти, но я включаю визуальную и коммуникационную в брендинг), которые в синергии предопределяют успех бренда компании на рынке:

  1. бизнес стратегия: продукт, бизнес-модель, стратегия развития
  2. маркетинговая стратегия: кому и как продавать
  3. И, наконец, бренд, который включает в себя:

— визуальную стратегию: фирменный стиль и визуальная система

— и коммуникационную: tone-of-voice

То есть без понимания: что, как и кому вы будете продавать, говорить о готовности к созданию бренда не стоит, потому что он четко строится под определенную бизнес модель и понимание своей потенциальной аудитории.

Как это происходит?

При работе над брендом я подключаю весь топ-менеджмент компании, а зачастую и ключевых специалистов, и провожу с ними несколько сессий, которые позволяют ответить на список важнейших вопросов, прежде чем перейти к визуальной и коммуникационной стратегии. Как результат всегда — устойчивая модель, которая не меняется годами, потому что она сформирована на ценностях со взглядом в будущее, опирающийся на стратегию бизнеса. Данная методология работает абсолютно во всех брендинговых агенствах, меняются лишь креативные инструменты и количество участников.

Сделать логотип с помощью нейросети за несколько секунд

Дизайн — это уже не кропотливые часы, проведенные над техническим рисунком и переводе в вектор. Технологии позволяют делать потрясающую графику, даже если вы не умеете рисовать.

Картинка сгенерирована нейросетью Midjorney

Сейчас активно продвигается генеративный дизайн в массы и возможность создания фирменного стиля буквально "за один клик" за небольшие деньги. Основными преимуществами называются: низкая цена и огромная вариативность.

Логотипы студии Артемия Лебедева, сгенерированы нейросетью Николай Иронов

Здесь студия Артемия попала в "боль" неуверенных в себе предпринимателей. Наконец-то есть выбор, да еще какой! Можно покопаться как на рынке, в поисках пиджачка по размеру. Но какая ценность у такого логотипа, кроме как пространство вариантов для выбора? Для тех кто переживает, "а вдруг не понравится" — у меня для вас плохие новости: даже если понравится что-то из предложенных 999 вариантов, кто гарантирует, что это именно то, что отражает ваш продукт или вас и завтра вам не захочется его поменять? А кроме паттерна, как им дальше пользоваться? А как строить коммуникацию вокруг него?

"Если коротко, то души в нем все-таки нет. Моей фантазии не хватило докрутить его под мои ценности и смыслы, как это сделал бы дизайнер. Как идея это прикольно, и если вы сами можете «докручивать» смыслы логотипа под себя, или у вас есть дизайнер, который может его довести до ума. Или как это сейчас принято называть «чтобы откликался», то можно использовать в качестве заготовки для ТЗ будущему дизайнеру) У меня так и не вышло) Поэтому, здесь я скорее слила бюджет."

Айгуль Валиуллина, продюсер для продвижения бизнеса

Имеет большое значение сам запрос в нейросеть, а не результат, который сегодня копируется в один клик.

Логотип без заложенной в него концепции не стоит ничего, и скорее всего может быть легко заменён в будущем. Модный знак по всем канонам тредов сегодня — завтра "немодное говно". Бренд пронизывает все аспекты невербальной коммуникации как снаружи так и внутри компании, это буквально выражение или проявление главного намерения (миссии) компании в этом мире.

При всем при этом, я восхищаюсь технологиями и вижу за генеративными нейросетями будущее и вообще думаю неплохо быть оператором такой нейросети, так же как и пилоты гражданского самолёта сегодня скорее операторы, но с огромным багажом знаний. Я с удовольствием пользуюсь разными нейросетями на этапе брейншторма, потому что сделать "робота в раю" за один клик — это очень круто! И огромная экономия времени.

By Midjorney & Alavemaria

Ценю тебя, мой читатель, если ты добрался до финала лонгрида). Это говорит о том, что наши с тобой взаимоотношения очень тесные и я работаю не зря 😘